Как научить ребенка не пасовать перед трудностями
Каждый человек уникален. И практически каждым движет непреодолимое желание себя показать в самом лучшем свете.
Особенно это присуще детям 6-7 лет. Как известно, в старшем дошкольном возрасте происходит становление самосознания, формируется самооценка в зависимости от осознания успешности или неуспешности собственной деятельности. Ребенок стремится к определенному положению в коллективе, и зачастую это желаемая позиция для него самого – авторитетная.
Однако жизнь намного сложнее, и, к сожалению, не все амбиции маленького человечка могут быть удовлетворены. Безусловно, у ребенка это вызывает стресс, который не все переносят спокойно. Чем выше «планка», которую ставит себе ребенок, тем тяжелее ему справиться с разочарованием в случае неудачи. Есть дети, которые не слишком переживают, если что-то не получается – они легко переключаются на другое занятия. Но есть и такие, для которых провал – поистине трагедия. Ребенок плачет, впадает в истерику, отказывается заниматься тем, что не получилось или кто-то из его сверстников добился большего, чем он сам. «Я хочу быть самым лучшим», - может заявить такой ребенок, нисколько этого не стесняясь. Однако если воля будущего школьника еще не столь сильна, подобные переживания чужих успехов или собственных неудач могут привести к пассивности, апатии или нервным расстройствам.
Казалось бы, можно просто разрешить ребенку не заниматься тем, что вызывает у него негативные эмоции. Но когда ребенок идет в школу, волей-неволей ему приходится выполнять самые различные задания независимо от того, нравится ли ему данная деятельность или успешна ли она для него. Как же помочь любимому сыну или дочери не потерять тягу к той или иной деятельности и научить не опускать руки перед трудностями?
- Ребенка надо хвалить, поощрять и подбадривать. Необходимо помнить, что в этом возрасте авторитет взрослого особенно велик. Дошкольник еще пока слабо осознает, что все, что он делает – он делает для себя. Практически любая его деятельность направлена на одобрение не столько со стороны сверстников, сколько со стороны взрослых (родителей или воспитателей), которые для ребенка являются главными и значимыми. Неудивительно, что шестилеткам хочется добиться их признания.
- Избегать любых сравнений с кем бы то ни было! «Вот Дима уже трехзначные числа складывает, а ты еще до двадцати считать не научился», «Дашенька маме брошь из бисера сплела, а ты его даже на проволоку не можешь нанизать». Все это для маленького человечка не стимул больше стараться, а прямой призыв к агрессии и отказу от деятельности – если у Димы и Юли все это лучше получается, вот пусть они все это и делают.
- Следует внимательно изучить склонности своего ребенка и подбирать ему занятия, которые не противоречат его психике и складу характера. Когда ранимую дружелюбную девочку, обожающую рисовать и лепить, отдают в секцию карате – это практически насилие над личностью. Когда физически развитого, активного мальчика заставляют заниматься игрой на пианино – это против всех законов логики. Таланты и задатки надо развивать, а не идти против них.
- Спокойствие и еще раз спокойствие. Слезы ребенка по, казалось бы, пустяковому поводу нередко вызывают раздражение родителей: «Ну что за плакса-вакса! Нашел из-за чего реветь! Прекрати немедленно, это все ерунда». Для взрослого это может и ерунда, а вот для неокрепшей детской психики – катастрофа. Поэтому надо суметь ее предотвратить. Не надо выполнять задания за ребенка. Достаточно временно отвлечь. Дать отдохнуть. Переключить на что-то более легкое, что удастся дошкольнику без труда. Затем мягко предложить попробовать снова. В этом случае ребенок, преодолевший раздражение и отчаяние, возьмется за задание более спокойно и осмысленно.
И самое главное – ребенка надо любить. И всячески поддерживать. Тогда он будет уверен в себе и в том, что ему по плечу любая задача!
:
|